ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области

Новости

Афанасьев о Сиренах - Павловском &Со

02.02.2008




Юрий Афанасьев

СИРЕНЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(<Новая газета> N3, 2008)

Мы еще не осознали тот факт, что сущность сов-ременного общественного
устройства России про-должает определяться совершенно тем же самым, чем
определялась сущность нацизма и сталинизма: античеловечностью.

Именно так. Не бесчеловечностью, не негуманнос-тью - это когда
бесчувственно, безразлично к челове-ку, когда невнимательно к чужому горю, к
несчастью. Так бывает, к сожалению, слишком часто. А именно,
античеловечностью: это когда сама жизнь - копейка и когда всегдашняя
готовность убивать - хоть пооди-ночке, хоть массами.

Этот факт не осознан не только нашими сограж-данами. Как часто случается,
даже самое страшное в жизни становится понятно только много после того,
когда оно свершается. И то не всегда. Так произошло у всех на глазах с
<Норд-Остом>, Бесланом, с чеченс-кой войной, которую уже давно для России
объявили победоносной.

События, связанные с развалом Советского Союза и крушением так называемого
социализма и власти КПСС, оказались настолько грандиозными и впе-чатляющими,
что усмотреть в ходе всего подобного мировращения продолжение неизменной
античело-вечности, уходящей глубоко в сталинизм, оказалось проблемой не из
легких. Усмотреть и удержать в со-знании такую неизменность стало тем более
непростой задачей, что все грандиозные перемены сопровож-дались назойливыми
декларациями об окончатель-но утвердившейся в России и крепнущей год от года
демократии.

Декларации не оставались совсем пустопорожни-ми, они сопровождались и
подкреплялись созданием и функционированием многочисленных федеральных,
региональных и муниципальных государственных инс-титутов, всевозможных новых
хозяйственных и финан-совых организаций. Реальные перемены происходили и в
экономике, и в финансах, и в социальной сфере.

После всего этого вряд ли многие сочтут хотя бы заслуживающей внимания любую
попытку посмотреть на происходящее принципиально иначе - как на
со-вокупность перемен, пусть важных и многообразных, изменивших до
неузнаваемости общий социальный и политический пейзаж России, но не
затронувших тем не менее основу основ ее устройства, ту самую, кото-рая
удерживала на себе и питала сталинизм.

Кому теперь не очевидно: налицо совсем другая Россия! Можно ли сомневаться?

Точно так же, как очень долго не хотели видеть, упорно не хотели узнавать и
в Советском Союзе, в са-мих его социальных и духовных основаниях
продол-жение царской России. Многие не хотят или не могут увидеть этого до
сих пор - слишком уж разительный был внешний контраст и тогда. Поменялись не
только цвета государственного флага и гимн, но само тело России
преобразилось до полной неузнаваемости: сначала скукожилось, а потом еще и
перекрутилось, казалось бы, до <дальше некуда>. <Низы> стали <вер-хами>,
левые поистребили всех правых, <кто был никем>, тот стал <всем>. Революция,
одним словом, ничего не скажешь... И только потом, много позже, что-то снова
потихоньку стало прирастать, как-то пос-тепенно и незаметно что-то снова
становилось вроде бы узнаваемым и опять же вроде бы все свершалось само
собой и с общего согласия, не считая, конечно, нескольких десятков миллионов
сгинувших. И снова неизменные - правитель, гнет, произвол и... очеред-ное
крушение.

Колесо русской истории. Русская система. Вот уже шесть столетий после Ивана
III оно крутится, а она воспроизводится. И каждый их очередной круговорот
захватывает и вовлекает в себя все новых и новых обитателей земли нашей,
русских и нерусских, а неко-торых из них - и не самых глупых - сводил и
продол-жает сводить с ума своей упорной повторяемостью и таинственной
заколдованностью.

Так и сегодня. Во всех СМИ (особенно на телевиде-нии), в публицистике, в
художественной литературе, теперь уже и на экранах кино, в науке, повсюду,
теперь уже буквально на глазах у всех-и в жизни, и на экранах

- оно крутится, история воспроизводится.

И все это ежедневно и ежечасно, днем и ночью, в максимальных дозах. Отовсюду
только и слышишь, везде только и видишь: для России - только автори-таризм.
(Иногда, правда, сам термин застенчиво или по неграмотности опускают.) Он,
надо понимать, есть для нее не только многовековой исторический факт, но и
единственный, четко видимый ее удел. А Путин в таком оформлении для нас уже
больше, чем судьба- дар божий - и ныне, и присно, и во веки веков. Под эту
музыку уже успели в очередной раз исковеркать всю Россию, а сами россияне
под нее же, со жвачкой из нефтедолларов, продолжают погружаться в спячку, не
замечая, что мы все больше и больше снова стано-вимся такими, какими якобы и
предначертано нам быть в Русской системе, - жалким и гнусным стадом.

Я назову лишь несколько наиболее всем извес-тных имен: Кончаловский,
Павловский, Михалков, Проханов, Кургинян, Сванидзе, Леонтьев, Соловьев,
Радзиховский, Познер, Пушков, Ципко, Шевченко, Мигранян, Марков, Дугин,
Третьяков, Доренко (?

- Ред.), Калягин, Бурляев, Белковский, Глазунов, Никонов (о политиках не
говорю, их пришлось бы перечислить почти всех до единого). Все они люди,
конечно, разные, но все в то же время и самые голо-систые запевалы в мощной
оратории, посвященной неотвратимости для России авторитаризма, если не
диктатуры. А для большинства из них - пусть хоть и диктатура, но только
чтобы непременно с Путиным и на все времена. Каждый из них к тому же еще и
непов-торимая творческая личность. Почти у каждого - по нескольку авторских
томов, своя программа на радио или телевидении, толстый периодический
журнал, персональный исследовательский институт каких-то там стратегий или
же свой театр, студия, центр, а то и академия. И все они вместе, как и
каждый из них в от-дельности, настолько незаменимы, что почти в полном
составе, как команда Аллы, перетекают каждый день из одной телетусовки на
другую, пересаживаются из-за одного круглого стола за другой.

Это сирены современной России. Для их ковар-ных напевов - благодатная почва.
С одной стороны, многие столетия неизменной античеловечности с
периодическими сокрушительными разгромами тех, кто пытался противостоять
неотвратимости такой судьбы. С другой - благосклонность властей
предер-жащих, отоваренная, где зданьицем, а где и просто <полной свободой>.
И они уже словно забыли, а мо-жет быть, так никогда и не додумались, что и
русское колесо всегда крутилось, и система воспроизводи-лась только
благодаря элите русской, ее культуре. Элите, которая всегда, в конце концов,
оказывалась на стороне власти, в связке с ней. А власть у нас была только
или самодержавно-жестокая, или советско-преступная, другой не сподобились.
Отсюда - две культуры, два народа в одной стране. И один против другого -
отсюда же. Были и бесы в русской истории, но всегда их в бесовство
выталкивали те самые высо-колобия, что в трудные для России годы
предпочитали неизменность такой власти.

Вот и нынешние наши сирены туда же. И вся Россия устами и стараниями этих
неутомимых радетелей-старателей все глубже погружается в гипноз и грезит о
своем авторитарном счастье - но только бы еще и во главе Путиным. Не дай-то
бог с кем-то другим, с Касьяновым там или уж совсем как в страшном сне-с
Лимоновым или Каспаровым, прости, господи... Хотя ведь ясно, что при таком
раскладе интерьер <верхов>, в принципе, ничего не меняет. Все повторяется,
как встарь: очередной государь окружит себя такой же челядью, а немного
отдохнувшие и чуть-чуть обнов-ленные, а может быть, и еще более щедро
вознаграж-денные сирены стройно затянут все тот же панегирик власти.

Все продумали и предусмотрели, а для каждого случая особый замес снотворного
и соответствующий обстоятельствам набор страшилок приготовили. И все
довольны.

Только вот откуда вся эта благодать? Не та ли са-мая у нее основа, что была
общей у нацизма и стали-низма?

Вот ведь как потрясающе плавно воспроизводится то, что только и может
воспроизводиться. Ивана III я вспомнил не случайно. В нашей истории с тех
пор не случалось никакого опыта перемен, кроме как реформ сверху. Абсолютно
все попытки частной инициативы, не получавшие поддержки власти,
заканчивались ничем или же находили применение за рубежом, обогащая не наш,
а западный опыт развития. Всякая самоорганизация душилась в зародыше.

Именно этот рабский стереотип поведения зако-дирован в сознании буквально
почти каждого нашего интеллектуала. Даже самая животрепещущая необ-ходимость
перемен связана в нем исключительно с властью. Нет никакой другой модели
поведения. А что это, как не глубоко укорененная вера во всесилие
всевластия! И не получается взять в толк, что внутрен-нее принятие правил
игры всевластия немедленно и неизбежно делает их его рабами. А говоря языком
Толкиена, они изначально, изнутри сковываются <Кольцом Всевластия>.

Они, эти лишь внешне свободные люди, с их глу-бинной верой во всесилие
власти, искренне полагают, что свободу могут дозировано выдавать лишь
сверху, и не понимают, что сами способствуют установлению насилия, быть
может, похлеще прежнего. Так они мыс-лят и так действуют потому, что ничего
другого просто не умеют.

Они убеждены, что власть может насадить <хоро-шую жизнь>, избирательно
копируя что-то извне, и не хотят задуматься о том, что фрагментированное
за-имствование, с целью якобы модернизации, не годит-ся потому, что мешает
нам пройти свой собственный путь и приобрести свой собственный опыт. А без
этого ничего путного не бывает. Нигде. И у нас не будет, пока
сирены-интеллектуалы будут петь свои гимны власти. А не Человеку. И будут
всячески поощрять в человеке только его право на <колбасу>. Все это делается
за-тем, чтобы российские люди не выучились драться за право на всестороннее
свое развитие, за свою не-зависимость от средневековой русской системы, за
собственное свое мышление

А свободомыслие в дар не дают! И никакая Власть не дает. Можно, оказывая
влияние на власть, выстра-ивать условия для его развития или же, как это и
дела-ется сейчас, удушать его.

Всегда есть этот выбор - способствовать созда-нию страны, где мыслить
свободно могут все или где за всех будут думать только группы уполномоченных
сиренок.

По существу, именно в этом и есть античеловеч-ность современной российской
власти. Она не только всегда готова убивать и убивает в нужный для нее
мо-мент любого человека. Она целенаправленно убивает жизнь его мысли,
загоняя ее в беличье колесо русской истории и этим обосновывая свою
неизменность.

Если видеть, что ежедневно приносится в жертву и ради чего...

Жалкая участь быть в столь постыдном деле.

Редакция может не разделять точку зрения автора.


Данный материал прошел автоматическую обработку и мог быть искажен, оригинал материала: http://narod.zaural.ru/gabd/news/080202-1.htm
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.