Школьная история
Мой друг и бывший коллега по совместной работе в сельской школе Евгений Александрович Скоробогатов сейчас на пенсии. Он, бывший преподаватель математики, с удивлением следит за сегодняшним коллективом той сельской школы, в которой он проработал четыре десятка лет: - Исчезли в нашей школе мужчины, а ведь было нас поровну с женщинами. Мужики всегда побриты, в галстучках, перед дамами форс держали, а женщины не позволяли себе злословить при мужчинах. Да и директорами у нас всегда были мужчины.
Ты представь, чтобы при мне на уроке кто-то бы позволил себе дурью маяться. При мне и заведующим по учебной части был мужчина. По физике, черчению, музыке, иностранному языку, моему предмету, истории, труду, военному делу, физкультуре, - это всё были наши преподаватели мужчины.
Понятно, что в начальных классах нужны женщины, а так же по литературе и русскому, или там по ботанике, рисованию или рукоделию для девочек. Часы делили поровну. Немецкий язык вёл мужчина, английский – женщина. Сегодня семьи неполные начиная с детского сада, где на утренниках одни мамочки да бабушки сидят. Есть, конечно, и семьи, где мужики на вахтах месяцами, а в школе один женсовет из бывших троечниц, не сумевших пристроится в городе, или ветеранок советских времён.
Жалко мне пацанов, которые не знают, что такое веский мужской авторитет, которым не с кого брать пример ни дома, ни в школе».
-Евгений, а что ты думаешь по поводу сегодняшнего капитализма в России?
- Что думаю? Сегодня в городе на каждой улице по банку, да не по одному. Есть ещё Центробанк со щупальцами на всю страну. Согласен, что капитализм без банков пустышка? Мне как-то попалась на глаза занимательная история из школьной жизни, сохранил для себя. Авторство неизвестно, так что дарю.
По-моему, на этом школьном примере становится ясной вся основа нынешнего капитализма в России. Я уж не буду говорить о том, что во многих мусульманских странах ростовщичество, то есть, выдача займов в банках под проценты считается большим грехом. Забирай себе эту школьную притчу, может, пригодится.
«Задала учительница по обществознанию детишкам бизнес-планы подготовить. Ну а что – тема предпринимательство, пусть покреативят на тему внутришкольного бизнеса. Школа-то ‒ модель нашего мира, всей её экономики. И шестиклашки взялись за домашку как никогда ретиво.
И вот ‒ урок, презентации.
Не по возрасту, громоздкая отличница подробнейше разложила, как она комбинат бытовых услуг устроит.
Юркий, худенький мальчишка обрисовал фантастические перспективы преображения школьной транспортной системы: тут и лифты, и эскалаторы, и рикши.
Смурной опрятный паренек, вовсе не похожий на шального айтишника, сделал классный доклад о системе автоматизации, контроля доступа, учета и контроля на базе школьной компьютерной сети.
Бойкая веселушка рассказала о производстве обуви для всех учителей, школьников и даже для продажи на экспорт.
Вася рыжий, весь в веснушках, предложил построить при школе свинарник, распахать бывшие заброшенные колхозные поля, посеять свёклу, картофель и гречку, чтобы школа сама себя кормила.
И вот, выходит к доске худенькая скромная девочка с открытым лицом и добрыми глазами. ‒ Все вы, ‒ говорит она одноклассникам, ‒ начинали свои бизнес-планы со слов «возьму кредит в банке». Так вот, я открываю банк.
По рядам прокатился сдержанный гул восхищения и зависти: и как сами не дотумкали?
‒ Условия у меня такие, ‒ продолжает девочка, ‒ каждый может взять любую сумму под 20% годовых.
‒ Как любую? И миллион можно, ‒ вскинул голову дремавший на задней парте до анекдотичности типичный Вовочка, хулиган и второгодник.
‒ Хоть миллиард. Хоть сто миллиардов. Но учтите – в конце года эти деньги нужно будет отдать с процентами. Кто не отдаст, ‒ забираю имуществом.
‒ Чо, весь бизнес отберешь? ‒ возмутилась, алея щеками, толстая отличница.
‒ Нет, конечно! Только недостающую часть заберу, не более.
‒ Нормальные условия. Даже отличные, ‒ взвешенно отчеканил айтишник, подняв глаза от калькулятора, ‒ я согласен.
За ним все закивали голосами ‒ такой добрый и щедрый банк всем понравился.
‒ Ну вот, ‒ продолжила тихая «банкирша», ‒ в начале года я выдам гору денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и плюс еще пятую часть горы. А у вас на руках ‒ только гора, 20%, которые я потребую сверху, не существует в природе. Значит, по результатам года я заберу 20% школы. За год кто-то сумеет собрать 120% денег, а кто-то и 400%. Но это значит, что у другого не будет и половины необходимого для возврата долга. Но это не важно. Важно, что в любом случае, как только вы согласились взять кредит, вы отдали мне 20% школы. Следующий год ‒ еще 20%. И так далее.
Ну а к выпускному классу я буду законной владелицей школы. Сегодня вы мечтаете о благополучии, бизнесе, успехе, развитии. А со временем все вы станете моими должниками, и я буду решать, как вам жить дальше.
Класс затих. Учительница растерянно хлопала кривовато подведенными глазками. У кого-то в сумке невероятно громко вибрировал мобильник.
‒ Нафиг такой банк, ‒ первым ожил второгодник Вовочка, ‒ без банка обойдемся.
‒ Точно! ‒ зажглась надеждой веселушка от обувного бизнеса, ‒ без банков и денег обойдемся, бартером будем наши товары и услуги менять друг на друга.
‒ И как ты расплатишься за мороженое, ‒ искренне удивилась «банкирша», ‒ каблук от сапога отломишь и отдашь? А с работниками чем расплачиваться будешь? Кедами? Так им некогда работать станет – будут днями искать того пекаря, которому кеды нужны, чтоб булочку с повидлом купить. Вон, спроси у Дашки, ‒ «банкирша» кивнула на отличницу общественного питания, ‒ согласна она кедами оплату принимать.
‒ А мы будем друг другу расписки писать! ‒ нашелся айтишник.
‒ Хорошая идея, ‒ согласно кивнула «банкирша», ‒ и через три дня у каждого будет вот-такенная стопа записочек: «Я отдал Коле стул», «Вася меня на скутере прокатил», «Взял у Ани кроссовки». И что? Как потом со всем этим разобраться? Класс снова затих. Бледная учительница нервно крутила браслетку на запястье, с рассеянно поглядывая то на понурый класс, то на спокойную и милую докладчицу с добрыми глазами.
‒ Это, ‒ вдруг поднялся Вовочка, грохнув стулом, ‒ Иванова, а точно школа тебе будет принадлежать?
‒ Конечно, ‒ пожала плечами девочка. Это же элементарно.
‒ Тогда это, ‒ Вовочка сопел, теребил ногтем характерные мозоли на костяшках кулачищи и пытался подобрать слова, ‒ Иванова, возьми меня на работу. Если кто свое отдавать за долги не будет – я помогу. Ага? А мне много не надо. Ты мне компьютерный класс отдай (айтишник дернулся, но промолчал), я там игровую зону сделаю.
‒ Хорошо, ‒ тут же согласилась «банкирша», ‒ будешь силовым ведомством.
‒ Не, ‒ промычал Вовочка, ‒ давай переименуем. Пусть буду «Спецназ»! «Банкирша» еще раз кивнула и обратилась к совсем не веселой веселушке:
‒ Анечка, ну зачем тебе заниматься обувным бизнесом, который ты все равно потеряешь? Ты же хочешь получить, а не потерять, правильно? Так вот, я отдам тебе 10% школы.
‒ А мне что делать? ‒ осторожно спросила Аня, чувствуя очередной подвох.
‒ Видишь ли, мне не очень хочется работать. Поэтому работать за меня будешь ты. Вся эта возня ‒ учитывать деньги, выдавать. Вдруг среди года кто-то захочет еще кредит взять? Вот я тебе и отдам деньги под 20% годовых. А ты будешь их раздавать под 22%. Твоя доля – 10% от моей, все честно.
‒ А можно я буду не под 22% выдавать, а под сколько хочу? ‒ повеселела веселушка.
‒ Конечно. Но не думай, что школа твоей станет. Вот, будешь ты отдавать деньги под 33%, и через три года школа будет вроде бы твоей. Однако, ты-то взяла у меня деньги под 20%, которых, как ты помнишь, не существует в природе. И школа все равно будет моей через пять лет. И я отдам тебе твои 10%, а не ты их получишь сама. Понимаешь? Я ‒ хозяйка.
‒ Нафиг такую хозяйку, ‒ булькнула сквозь полные щечки отличница и тут же получила мощную затрещину от Вовочки.
‒ МарьПална, ‒ повернулась «банкирша» к мирно зеленеющей в полусознательном состоянии училке, ‒ и вы не расстраивайтесь. Я дам вам хорошую зарплату. Вы только учите всех, что так и должно быть, что по-другому не бывает. Рассказывайте детям, что если много и хорошо работать, можно достичь успеха, стать богатым. Понимаете, чем больше они работают, тем быстрее буду богатеть я. И чем лучше вы будете пудрить мозги ученикам, тем больше я вам буду платить. Ясно?
В глазах учительницы блеснула искра сознания и надежды, она часто и мелко закивала, преданно глядя на будущую банкиршу.
Грянул спасительный звонок».
А. Дедов